Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс 2020г. Глава №75». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.
Изменения для юридических лиц-резидентов
В подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 441 и в подпункт 5 п. 1 ст. 307 НК внесены изменения, начинающие действовать с 01. 01. 2023 г. Так, исключена норма по неиспользованию корректировки общего годового дохода по КПН непосредственно в части дивидендов, которые выплачиваются юрлицом, производящим снижение исчисленного КПН на 100% по той деятельности, по которой предусмотрено данное снижение. При этом из СГД исключены дивиденды по ценным бумагам, которые размещены на таких биржах, как МФЦА, KASE, если за конкретный налоговый период были осуществлены активные торги на бирже (текущие критерии определяются Правительством РК). Если же в налоговый период на бирже не осуществлялись активные торги указанными бумагами, то дивиденды по ним облагаются КПН в качестве дохода, облагаемого у непосредственного источника выплаты.
Использование минимальных цен в отношении импортируемых товаров из стран ЕАЭС, а также третьих государств
Изменен п. 2 ст. 444 НК, действие начинается 01. 01. 2023 г.
На основании ст. 444 НК в отношении определенных типов товаров, импортируемых с территории ЕАЭС в Республику Казахстан, для определения цены приобретенной продукции используется минимальный уровень стоимости в соответствии с порядком, регламентированным уполномоченными структурами в сфере регулирования торговой деятельности.
Чтобы обеспечить взимание косвенных налогов с официальной налогооблагаемой базы при импорте продукции на территорию Казахстана, внесены поправки, где предусмотрено использование минимального уровня цен на импортируемые изделия как с территории стран ЕАЭС, так и с иных государств, не входящих в состав ЕАЭС.
Такая норма даст возможность обеспечить одинаковые условия для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом продукции из стран ЕАЭС и третьих государств.
Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада, СНТ и ЭСФ, а также маркировки.
Налог на добавленную стоимость (НДС) и Электронные счета-фактуры (ЭСФ)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость 1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт: |
Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость 1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт: 19) сахара-сырца тростникового;
20) химических веществ (сырья) для производства пестицидов при одновременном соблюдении следующих условий:
производство указанных товаров отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан;
ввезенные товары включены в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области налоговой политики и уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
ввезенные товары предназначены исключительно для производства пестицидов и не предназначены для дальнейшей реализации.
В случае нарушения в течение трех лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
21) произведений искусства, ввозимых негосударственными музеями. Перечень произведений искусства, указанных в настоящем подпункте,
утверждается уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию. |
С 01.01.2023 года Новые категории импорта, освобожденные от НДС: сахар-сырец, хим вещества для производства пестицидов, произведения искусства, ввозимые музеями. |
Статья 412. Общие положения 1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру: |
Статья 412. Общие положения 1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру: 10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; 11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан |
С 01.01.2023 года Новые категории, обязанные выписывать СФ: юр лицо, выполняющее деятельность по подтверждению соответствия и таможенный представить, перевозчик, владелец складов временного хранения, таможенных складов. |
Статья 412. Общие положения |
Статья 412. Общие положения 2-1. При ограничении выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса счет-фактура выписывается на бумажном носителе.
При этом счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит введению в информационную систему электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты отмены ограничения выписки счетов-фактур в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.»; |
С 01.01.2013 года Добавлено положение. Если налогоплательщик ограничен в выписке ЭСФ – документ выписывается на бумаге. После отмены ограничения – бумажный СФ вводится в ИС ЭСФ в течении 15 дней. |
Статья 412. Общие положения 14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг. В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке. В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 413 настоящего Кодекса, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование. |
Статья 412. Общие положения 14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой и частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке. В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование. Выписка счета-фактуры в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг. |
С 01.01.2013 года Установлен срок для обращения покупателем для выписки ЭСФ в установленных случаях – 180 календарных дней с даты совершения оборота. В настоящий момент — в течение срока исковой давности. |
Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур 2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса. |
Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур 2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или в течение ста девяноста пяти календарных дней после даты совершения оборота. |
С 01.01.2013 года Установлен срок для выписки ЭСФ (в ситуации, когда выписка документа продавцом не требуется) — в течение 195 календарных дней (срок обращения покупателя для оформления документа – 180 календарных дней). |
Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость 2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки: … в остальных случаях – в течение ста пятидесяти пяти календарных дней. |
Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость 2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки: … в остальных случаях – в течение семидесяти пяти рабочих дней.»; |
С 01.01.2023 года Сокращаются сроки для возврата превышения НДС, подтвержденного результатами проверки, в общих случаях – со 155 до 75 рабочих дней |
Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе 5. Не является облагаемым импортом: |
Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе 5. Не является облагаемым импортом: … В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом |
С 01.01.2023 года Если временно ввезенный товар находится на территории РК более 2-х лет, такой товар признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС. |
Статья 453. Счет-фактура 6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. |
Статья 453. Счет-фактура 6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан в одном налоговом периоде, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
В иных случаях счет-фактура при реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, выписывается в сроки, установленные главой 47 настоящего Кодекса.»; |
С 01.01.2023 года При реализации импортером товара, импортированного из ЕАЭС, если импорт и продажа в одном налоговом периоде — ЭСФ оформляется до 20 числа следующего месяца. Если в разных периодах – в общие сроки. |
Дивиденды собственнику
В случае успешной деятельности иностранной компании, созданной в Казахстане, рано или поздно возникнет потребность в изъятии у такой компании прибыли. Сделать это можно посредством выплаты дивидендов её учредителям.
Независимо от того, являются ли участниками иностранной компании физ. лицо-нерезидент или же российская компания, при выплате дивидендов необходимо удержать налог у источника. Размер удержания не может превышать 10% от суммы дивидендов.(См. п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). При этом данный налог может быть зачтён при налогообложении данного вознаграждения в России. То есть, в России необходимо будет доплатить 3 %.
Важно, что Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает освобождение от уплаты налога с дивидендов для физических лиц-нерезидентов, при условии, что на момент их начисления срок владения долей (акциями) составляет более 3-х лет, а иностранная компания (плательщик дивидендов) не ведёт деятельность в сфере недропользования.(См. п. 4, ст. 7 654 НК РК).
Таким образом, если необходимо создать офис в Казахстане, выгоднее зарегистрировать там компанию — резидента Казахстана. В этом случае 10%-ый налог будет уплачиваться только по факту выплаты дивидендов, а не автоматически, как при образовании постоянного учреждения.
Особенности налогообложения в Казахстане
В Казахстане доходы физических лиц облагаются ИПН — индивидуальным подоходным налогом. ИПН – налог на доход из различных источников, который физические лица обязаны уплатить в бюджет Республики. Данный вид налога чем-то схож с НДФЛ в России. Но есть и различия.
Во-первых, в России есть базовая ставка НДФЛ 13%, которая распространяется почти на все виды доходов. В Казахстане налоговым законодательством установлены два вида ставок для ИПН:
-
5% — доходы в виде дивидендов из казахстанских источников;
-
10% — для всех остальных доходов.
Во-вторых, в Казахстане ставки ИПН едины и для резидентов, и для нерезидентов. Напомним, что в России ставка НДФЛ для нерезидентов 30%. Кроме этого, определение резидентства в Казахстане и в России немного различается.
Страна резидентства инвестора — одно из важных условий возникновения налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее РК) резидентами признаются физические лица:
-
постоянно пребывающие в Республике Казахстан (не менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном 12-месячном периоде),
-
непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан (одновременно выполняет 3 условия: имеет гражданство РК, семья живет в РК и есть недвижимость в РК).
Как получить наследство
Согласно ст. 47 Кишиневской конвенции от 07.10.2002 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» граждане каждой из договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других договаривающихся сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной договаривающейся стороны, поэтому порядок оформления наследственных прав в этом случае не отличается от общеустановленного, и нотариусы выдают свидетельства о праве на наследство на недвижимость и любое другое имущество иностранцам, независимо от места проживания.
В случае если иностранный гражданин, постоянно не проживающий в Казахстане, получил наследство в виде недвижимого имущества на территории РК, ему необходимо произвести отчуждение этого имущества в течение одного года с момента возникновения права собственности на данное имущество, в противном случае согласно ст. 252 ГК РК оно по решению суда подлежит принудительному отчуждению с возмещением собственнику стоимости имущества за вычетом затрат по его отчуждению.
Приобретение недвижимости в Казахстане для иностранца — процесс, требующий особого внимания и юридического изучения всех соответствующих документов при проведении сделки.
Закон о мобильных платежах
В новом законе разделили понятия «мобильный перевод» и «мобильный платёж». Новые нормы вступят в силу с 1 марта 2022 года.
20 декабря были приняты поправки в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Какие новшества вступят в силу в марте следующего года, рассказали в Министерстве финансов РК.
В законодательстве разделены понятия «мобильный перевод» и «мобильный платёж». Платёж осуществляется при оплате товаров и услуг. Такое разделение приведёт к корректному отражению доходов предпринимателей в налоговых декларациях.
Фискализация мобильных платежей не предполагает появления нового налога для кого бы то ни было и направлена исключительно на исполнение бизнесом налоговых обязательств, предусмотренных действующим законодательством.
Действующие двусторонние договоры РФ об избежании двойного налогообложения
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).
В приведенной ниже таблице представлены:
- перечень действующих по состоянию на 1 января 2009 года двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (согласно письму ФНС России от 15.01.2009 № ВЕ-22-2/20@);
- виды налогов российской налоговой системы, на которые международные договоры распространяются;
- налоговые ставки, по которым так называемые пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти) облагаются в соответствии с международным договором в стране — источнике дохода. Условия применения дифференцированных налоговых ставок пассивных доходов в стране — источнике дохода (например, в зависимости от доли участия в уставном капитале зарубежной компании, от категории получателя дохода и пр.) см. непосредственно в тексте международного договора.
Государство |
Международный договор об избежании двойного налогообложения |
Виды налогов РФ, на которые распространяются положения договора |
Налоговые ставки по видам пассивных доходов, % |
|||
Наименование |
Дата вступления в силу |
Дивиденды |
Проценты |
Роялти |
||
Австралия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 |
17.12.2003 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
15 |
||||||
Австрия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 |
30.12.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
15 |
||||||
Азербайджан |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 |
03.07.1998 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Албания |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Албания от 11.04.1995 |
09.12.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Алжир |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики от 10.03.2006 |
03.12.2008 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
15 |
15 |
15 |
||||||
Армения |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 |
17.03.1998 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
10 |
||||||
Белоруссия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 (включая Протокол от 24.01.2006) |
20.01.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
10 |
10 |
Бельгия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.1995 |
26.06.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
0 |
Болгария |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 |
08.12.1995 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
15 |
15 |
Ботсвана |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 08.04.2003 |
23.12.2009 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
10 |
||||||
Бразилия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22.11.2004 |
19.01.2009 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
15 |
15 |
15 |
||||||
Великобритания |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 |
18.04.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
Венгрия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 01.04.1994 |
03.11.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
Венесуэла |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22.12.2003 |
19.01.2009 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
5 |
15 |
15 |
10 |
10 |
||||
Вьетнам |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993 |
21.03.1996 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
15 |
15 |
||||||
Германия |
Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 |
30.12.1996 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
15 |
||||||
Греция |
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики от 26.06.2000 |
13.12.2007 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
7 |
7 |
10 |
||||||
Дания |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания от 08.02.1996 |
27.04.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
Египет |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Арабской Республики Египет от 23.09.1997 |
06.12.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
15 |
15 |
Израиль |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль от 25.04.1994 |
07.12.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Индия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.1997 |
11.04.1998 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Индонезия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезия от 12.03.1999 |
17.12.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
15 |
15 |
Иран |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 |
05.04.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
7,5 |
5 |
10 |
||||||
Ирландия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.1994 |
07.07.1995 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
Исландия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия от 26.11.1999 |
21.07.2003 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
15 |
||||||
Испания |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 |
13.06.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
5 |
5 |
10 |
||||||
15 |
||||||
Италия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 |
30.11.1998 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
0 |
10 |
||||||
Казахстан |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 |
29.07.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Канада |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 |
05.05.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
0 |
15 |
10 |
|||||
Катар |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Государства Катар от 20.04.1998 |
05.09.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
5 |
0 |
Кипр |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 |
17.08.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
10 |
||||||
Киргизия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики от 13.01.1999 |
06.09.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Китай |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 |
10.04.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Корейская Народно-Демократическая Республика |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики от 26.09.1997 |
30.05.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
Республика Корея |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Корея от 19.11.1992 |
25.07.1995 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
5 |
10 |
||||||
Республика Куба |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Куба от 14.12.2000 |
Вопрос вступления в силу урегулирован статьей 29 Соглашения |
Налог на прибыль организаций; НДФЛ; налог на имущество организаций; налог на имущество физических лиц |
5 |
10 |
5 |
15 |
||||||
Кувейт |
Соглашение между РФ и Государством Кувейт от 09.02.1999 |
02.01.2003 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
10 |
Ливан |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики от 08.04.1997 |
16.06.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
5 |
5 |
Литва |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 |
29.04.2005 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
5 |
10 |
10 |
|||||
Люксембург |
Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 |
07.05.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
15 |
||||||
Македония |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Македония от 21.10.1997 |
14.07.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Малайзия |
Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии от 31.07.1987 |
04.07.1988 |
Налог на прибыль организаций; |
0 |
15 |
10 |
15 |
15 |
|||||
Мали |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Мали от 25.06.1996 |
13.09.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
15 |
0 |
15 |
||||||
Марокко |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко от 04.09.1997 |
31.08.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
10 |
||||||
Мексика |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов от 07.06.2004 |
02.04.2008 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Молдова |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12.04.1996 |
06.07.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
10 |
Монголия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.1995 |
22.05.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
0 |
Намибия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Намибия от 31.03.1998 |
23.06.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
5 |
10 |
||||||
Нидерланды |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 |
02.09.1998 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
15 |
||||||
Новая Зеландия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 05.09.2000 |
04.07.2003 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
10 |
10 |
Норвегия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия от 26.03.1996 |
20.12.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
10 |
||||||
Польша |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.1992 |
22.02.1993 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Португалия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29.05.2000 |
11.12.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
15 |
||||||
Румыния |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27.09.1993 |
11.08.1995 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
15 |
10 |
Саудовская Аравия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11.02.2007 |
Ратифицирована Федеральным законом от 09.11.2009 № 256-ФЗ; в настоящий момент закон не опубликован, в силу не вступил |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
5 |
10 |
Сербия |
Конвенция между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии от 12.10.1995 |
09.07.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
15 |
||||||
Сингапур |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 |
16.01.2009 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
7,5 |
7,5 |
10 |
||||||
Сирия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Сирийской Арабской Республики от 17.09.2000 |
31.07.2003 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
10 |
4,5 |
13,5 |
||||||
18 |
||||||
Словакия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24.06.1994 |
01.05.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
10 |
Словения |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Словения от 29.09.1995 |
20.04.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
США |
Договор между РФ и США от 17.06.1992 |
16.12.1993 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
10 |
||||||
Таджикистан |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31.03.1997 |
26.04.2003 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
10 |
10 |
|||||
Таиланд |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Таиланд от 23.09.1999 |
применяется с 01.01.2009 (письмо ФНС России от 15.01.2009 № ВЕ-22-2/20@) |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
10 |
15 |
Туркменистан |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана от 14.01.1998 |
10.02.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
5 |
5 |
Турция |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 |
31.12.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
Узбекистан |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 |
27.07.1995 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
0 |
10 |
||||||
Украина |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 |
03.08.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
15 |
||||||
Филиппины |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Филиппины от 26.04.1995 |
12.09.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
15 |
15 |
Финляндия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 (ред. от 14.04.2000) |
14.12.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
12 |
||||||
Франция |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 |
09.02.1999 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
10 |
||||||
15 |
||||||
Хорватия |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватия от 02.10.1995 |
20.04.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
10 |
||||||
Черногория |
Конвенция между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии от 12.10.1995 |
09.07.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
10 |
10 |
15 |
||||||
Чехия |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17.11.1995 |
18.07.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
0 |
10 |
Швейцария |
Соглашение между РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 |
18.04.1997 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
15 |
5 |
|||||
10 |
||||||
Швеция |
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции от 15.06.1993 |
03.08.1995 |
Налог на прибыль организаций; |
5 |
0 |
0 |
15 |
||||||
Шри-Ланка |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка от 02.03.1999 |
29.11.2002 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
10 |
15 |
||||||
ЮАР |
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Южно-Африканской Республики от 27.11.1995 |
26.06.2000 |
Налог на прибыль организаций; |
10 |
10 |
0 |
15 |
||||||
Япония |
Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии от 18.01.1986 |
27.11.1986 |
Налог на прибыль организаций; |
15 |
10 |
0 |
10 |
Суть и виды двойного налогообложения
Упрощенно можно сказать, что двойное налогообложение – это такая ситуация, при которой налоги с организации или предпринимателя взимаются как в России, так и в другой стране. Это явление может возникнуть только в том случае, когда компания ведет свою деятельность в одной стране, и при этом зарегистрирована в другом государстве.
На практике может возникнуть 2 подобных ситуации:
- Юридическое двойное налогообложение в России – один экономический субъект совершает одну операцию, с которой удерживают налоги сразу несколько государств – 2 и более.
- Экономическое двойное налогообложение в российской экономике – налог удерживается с 2 субъектов, которые получили один и тот же доход.
Также можно выделить:
- внутреннее двойное налогообложение (один и тот же субъект должен перечислить средства в местный и федеральный бюджет за одну и ту же операцию);
- внешнее (описано выше).
Вне зависимости от причин и видов двойное налогообложение признается странами как неправомерное явление, которое нужно избегать. Отношение к нему строится на принципе резидентности или принципе территориальности.
В первом случае государство исходит из того, что резидент должен обязательно отчислять налоги в соответствующий бюджет, даже если операции проводились за рубежом. Во втором случае основное значение имеет территория: налоги поступают в ту страну, на территории которой и ведется экономическая деятельность.
Открытие бизнеса или получение любого дохода налоговым резидентом России в стране, с которой заключен договор междустороннего освобождения от двойного обложения, еще не значит, что гражданин имеет право не платить сбор обоим государством.
Чтобы получить послабление ему потребуется отдельно оформить льготу. Условия, которые нужно соблюсти для ее получения, зависят от особенностей договора с конкретной страной. Обычно, для освобождения от двойного налогообложения нужно выполнить следующие требования:
- документально подтвердить сотрудничество с иностранным партнером (это может быть как физическое, так и юридическое лицо);
- иностранный партнер также должен со своей стороны подтвердить сотрудничество;
- подготовить апостиль с нотариально заверенным переводом и предоставить его в Федеральную Налоговую Службу до момента получения дохода.
Какие налоги в Армении в 2023 году?
В Армении применяется три основных налоговых режима, которые позволяют выбрать наиболее подходящее налогообложение исходя из оборотов денежных средств и видов деятельности, например импорта / экспорта услуг IT-компаний, консалтинговых услуг или купли продажи товаров.
Налоги в Армении разделяются на государственные налоги, среди которых: подоходный налог 20% – аналог НДФЛ, налог на прибыль (корпоративный налог) 18% – аналог ОСНО, налог с оборота 5% (1,5% — 10%) – аналог УСН, налог на добавленную стоимость – НДС 20%, а также акцизный налог, дорожный налог и патентный налог и местные налоги: налог на недвижимое имущество и транспортные средства.
Для граждан РФ, регистрация в Армении ИП / ООО в 2023 году, доступна без ВНЖ и наоборот может стать первым этапом, для легализации и получения ВНЖ в стране.
Налоговый резидент Армении – как стать?
Частью 1-2 ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении считаются физические лица которые в налоговом году фактически находились в Республике Армения 183 и более дней, при этом дни прибытия и отбытия считаются полными днями нахождения в стране.
Частью 3, ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении, в том числе считаются физические лица, центр жизненных интересов которых находится в Армении.
Частью 5, ст. 25 НК РА установлено, что если физическое лицо, согласно частям 1-3 ст. 25 НК РА, было признанно налоговым резидентом Армении на какой-либо день налогового (календарного) года, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом Армении в течение всего налогового (календарного) года.
Налоговые резиденты Армении уплачивают налоги с доходов от источников в Армении и с мировых доходов, а налоговые нерезиденты Армении, только с доходов от источников в Армении. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении – 20%
Друзья, я предлагаю всем кто планирует заниматься экспортом / импортом услуг (работ) в пределах ЕАЭС и в страны «дальнего зарубежья», обратить внимание на этот раздел моей статьи и НДС в целом, так как именно НДС, для многих предпринимателей становится налогом нежданчиком, убивающим на первый взгляд, идеальную налоговую схему, тем более в Армении НДС 20% как и в России, что выше чем в других странах ЕАЭС и ошибки, в схеме денежных потоков, могут дорого обойтись беспечным предпринимателям.
Общий принцип агентского НДС очень простой – если Заказчик (налогоплательщик в одной стране) импортирует услуги (работы) Исполнителя-иностранца (налогоплательщика в другой стране) на свою территорию, он обязан удержать агентский НДС с Исполнителя-иностранца, который не стоит на налоговом учете в стране куда импортируются определенные услуги (работы) и перечислить агентский НДС в бюджет своей страны, по ставкам которые действуют в стране где Заказчик стоит на налоговом учете, то есть стать агентом по НДС Исполнителя-иностранца.
При условии что, Исполнитель оказывает трансграничные услуги Заказчикам-иностранцам, которые находятся за пределами территории на которой Исполнитель стоит на налоговом учете, то он экспортирует услуги (работы) из своей страны, в таком случае обязанность удерживать НДС по общему правилу у Исполнителя не возникает, так как лежит на Заказчике-иностранце, импортирующим его услуги на свою территорию, все просто.